Туризм и отдых в России: пляжный, экскурсионный, экстремальный, экологический, паломнический, оздоровительный, познавательный, приключенческий
Не пропустите

Мы уже вспоминали открытие железнодорожного сообщения в России в 1837 году:

Мы уже вспоминали открытие железнодорожного сообщения в России в 1837 году: https://vk.com/kompas47?w=wall-38559350_11986. А теперь вспомним и про начало пароходного сообщения. Ведь ровно 105 лет назад, 3 (15) ноября 1815 года, состоялся первый пассажирский рейс первого российского парохода из Санкт-Петербурга в Кронштадт.

Пароход был создан англичанином Карлом (Чарльзом) Бердом, основателя знаменитого литейного завода в Петербурге. В мае 1815 года заводчик подал в Министерство внутренних дел прошение на выдачу ему многолетней привилегии на «введение пароходства в России». В качестве корпуса для парохода использовалась простая тихвинская деревянная барка длиной 18,3 и шириной 4,57 метра, на которую установили балансирную паровую машину мощностью 4 лошадиные силы. Пароход был снабжен двумя бортовыми колесами диаметром 2,4 метра с шестью лопастями и железной трубой диаметром около 30 сантиметров и высотой 7,62 метра. При попутном ветре она должна была служить мачтой для постановки на ней паруса. Паровая машина размещалась в трюме в средней части судна. Здесь же находился однотопочный паровой котел, отапливавшийся дровами. Воду для питания котла подавали из-за борта специальным насосом. В кормовой части парохода установили скамьи для пассажиров, а над ними — парусиновый тент. По свидетельству очевидца, «судно сие управляется обыкновенным рулем и оборачивается весьма скоро и легко». Парохода предназначался, «…во-первых, для перевоза на нем людей и товаров через реки и заливы, а, во-вторых, для буксирования других судов».

Пироскаф Берда (так тогда назвали паровое судно, или же на английский манер — «стимбот») с августа 1815 года почти ежедневно ходил по Неве и был доступен для осмотра публикой, а 2 сентября демонстрировался в ковше-бассейне Таврического дворца перед императрицей Елизаветой Алексеевной и придворными.

3 ноября 1815 года в 6 часов 55 минут пароход отошел от стенки завода Берда и отправился в свой первый рейс в Кронштадт. В 10 часов 15 минут он прибыл к месту назначения в 10 часов 15 минут, пройдя свой путь со средней скоростью 5 узлов и затратив 3 часа 20 минут. Пароход вызвал большой интерес у жителей Кронштадта и для них демонстрировался на ходу. Его посетили главный командир Кронштадтского порта и должностные лица.

А в 13 часов 15 минут того же дня пароход вышел в обратный рейс. Пройдя через 15 минут угол Военной гавани Кронштадта, он взял курс на Петербург. Ветер начал свежеть, появилось волнение, вызвавшее качку. Некоторые пассажиры стали испытывать признаки морской болезни. Но и в штормовых условиях пароход имел скорость не менее 3,5 узлов. Пройдя в 18 часов 52 минуты Петербургскую брандвахту, он прибыл в столицу, совершив обратный переход за 5 часов 22 минуты.

Пароходное сообщение способствовало упорядочению и ускорению грузоперевозок в Петербургский порт, недоступный для крупных судов, которые разгружались в Купеческой гавани Кронштадта. Уже в июне 1817 года началась регулярная буксировка мелкосидящих лихтеров пароходами. В том же году было открыто пассажирское сообщение между Петербургом и Кронштадтом. « …Ныне всякий день из Кронштадта в Петербург и из Петербурга в Кронштадт выходят по два парохода, один поутру, другой ввечеру, и всякий раз бывают заполнены путешественниками», — сообщала в 1823 году книга «Отечественные достопримечательности». Далее автор заметки делал заключение, что «прогулка в Кронштадт на пароходе может почесться одной из приятнейших забав…».

Кстати, участником этих «приятнейших забав» несколько раз был А. С. Пушкин. Впервые он совершил путешествие из Петербурга в Кронштадт на пароходе 25 мая 1828 года вместе с президентом Академии художеств А. Н. Олениным, его семьей и компанией друзей. Как знать, не эта ли поездка вдохновила поэта на образ острова Буяна в «Скаке о царе Салтане»?

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.

Мы уже вспоминали открытие железнодорожного сообщения в России в 1837 году:

Источник

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *