Туризм и отдых в России: пляжный, экскурсионный, экстремальный, экологический, паломнический, оздоровительный, познавательный, приключенческий
Не пропустите

«По мотивам» поездки в Новгород — наша прошлогодняя публикация, посвященная знаменитому памятнику.

"По мотивам" поездки в Новгород — наша прошлогодняя публикация, посвященная знаменитому памятнику.

ПАМЯТНИК "ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ РОССИИ"

В 1857 году, в преддверии 1000-летия летописного начала княжения Рюрика, идею увековечить это событие в виде памятника выдвинул министр внутренних дел граф С. С. Ланской. Предложение поддержал император Александр II и утвердил Кабинет министров. Был объявлен всенародный сбор средств. Предполагалось, что памятник обойдется в 500 тысяч рублей. (В итоге было собрано около 150 тысяч — недостающие деньги поступили из казны.) "После Крымской трагедии работа над этим монументом превратилась в лабораторию по возрождению патриотризма", — отметил современный историк.

С самого начала предполагалось установить памятник в Новгороде, считавшемся первой столицей Руси, в центре Новгородского детинца. Чтобы освободить место для памятника, по личной просьбе императора, из детинца перенесли на Софийскую площадь памятник Новгородскому ополчению 1812 года. В апреле 1859 года был объявлен конкурс на проект памятника с условием, что он отразит шесть периодов российской истории и его высота не будет превышать 18 метров. Подача проектов осуществлялась до 1 ноября того же года.

Всего было подано 52 проекта, которые рассматривал Конкурсный совет при Академии художеств. Отобрано было три. Проект П. Е. Антипова оказался слишком громоздким для выбранного места, проект И. И. Горностаева был сочтен слишком аллегоричным и непонятным для широких слоев населения. Победил проект художника М. О. Микешина, наиболее полно соответствовавший условиям конкурса.

Не связанный скульптурными канонами, Микешин сумел набросать свое решение, которое с помощью своего друга ученика скульптурного класса И. Н. Шредера воплощал в жизнь. Первоначальная модель, созданная Шредером, напоминала шапку Мономаха. Уже тогда сверху находилась держава с крестом, вокруг которой располагались скульптурные группы, изображавшие исторические периоды. А на цоколе эти же периоды должны были воплотиться в виде барельефов, изготовление которых поручили П. К. Клодту. Но Клодт смог всего лишь повторить сюжеты верхних скульптурных групп. И тогда, по рекомендации Александра II, решено было заменить отдельные барельефы сплошным скульптурным поясом с изображениями великих людей России.

Выбор "видных людей" для памятника проходил на "четвергах у Микешина", где собирались видные деятели науки и искусства, и вызвал немало споров. В итоге не были включены А. В. Кольцов, И. А. Дмитревский, А. Д. Кантемир, Ф. Ф. Ушаков. Не нашлось места и для знаменитых русских архитекторов. Наибольшие споры вызвала личность Ивана Грозного, который также был исключен из списка. Микешину удалось отстоять Н. В. Гоголя, но не удалось Т. Г. Шевченко. По настоянию императора, в список был добавлен Николай I.

В окончательной версии почти 16-метровый памятник представлял собой шар-державу на колоколе-постаменте с размещенными в три яруса фигурами, отображающими концепцию "православие — самодержавие — народность". На верху памятника — ангел с -метровым крестом и коленопреклоненная женщина, символизирующая Россию. Вокруг державы расположено 17 скульптурных фигур, собранных в шесть композиций: "Призвание варягов", "Крещение Руси", "Начало изгнания татар", "Основание самодержавного царства", "Начало династии Романовых", "Образование Российской империи". Снизу монумент опоясывает фриз с горельефами, изображающими 109 выдающихся людей, собранных в четыре группы: государственные люди, военные люди, деятели культуры, просветители.

Закладка памятника состоялась 16 мая 1861 года. Был возведен пьедестал, облицованный сердобольским гранитом. Все бронзовые детали изготавливались в Петербурге на фабрике Плинке и Никольса и доставлялись в Новгород по воде. Кроме того, в Новгороде были проведены обширные реставрационные работы и выпущен первый путеводитель по городу, созданный архимандритом Макарием (Миролюбовым). Кроме Микешина и Шредера в создании памятника участвовали скульпторы Р. К. Залеман, П. С. Михайлов, Н. А. Лаврецкий, А. М. Любимов, М. А. Чижов. Решетка вокруг памятника была выполнена архитектором Г. Э. Боссе.

Торжества, посвященные 1000-летию России, состоялись в сентябре 1862 года. В Новгороде было учреждено наместничество во главе с великим князем Николаем Николаевичем. Город на несколько дней стал столицей обширной империи, и его население практически удвоилось. Сюда прибыла императорская семья, весь двор, 12 тысяч солдат, а также многочисленные зрители. 7 сентября был совершен крестный ход к Софийскому собору и переложение мощей строителя Новгорода князя Владимира Ярославича из обветшавшей деревянной раки в новую серебряную. На следующий день император принял депутацию от местного дворянства, объехал войска, а затем отстоял литургию в Софийском соборе. По окончании литургии от собора к памятнику двинулся крестный ход. На площади были выстроены войска, на специальных помостах разместились зрители. Как только с памятника было снято покрывало, прогремел салют из 62 пушек, за которым последовал парад, а затем торжественный обед. На третий день император принимал хлеб-соль от крестьянской депутации, посетил гимназию и приют, после чего состоялся еще один торжественный обед, а вечером бал.

Стоит заметить, что созданный памятник положил конец дружбе Микешина и Шредера. Работали они вместе, оба получили одинаковую пожизненную премию, но вся слава досталась Микешину, а Шредер остался в тени своего друга. Микешин стал популярен, к нему посыпались заказы. По его проекту были созданы памятники Екатерине II в Санкт-Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве и еще немало монументов как в России, так и за границей.

После революции "памятник тысячелетию самодержавного гнета" уцелел, хотя его и предполагалось снести. Но власти были слишком заняты разграблением храмов и монастырей Новгородской епархии. А памятник закрыли фанерными щитами с революционными лозунгами и стали проводить вокруг него демонстрации.

15 августа 1941 года в Новгород вошли немцы. Памятник им приглянулся — немецким солдатам очень нравилось фотографироваться на монументе в обнимку с историческими деятелями. А затем памятник решено было разобрать и вывезти в Германию. Для этого в детинец проложили узкоколейку, и зимой 1943/1944 годов началась разборка. Успели вывезти бронзовую решетку и бронзовые фонари, окружавшие памятник. Дальше дело не пошло — 20 января 1944 года город был освобожден советскими войсками.

Солдатам открылось ужасное зрелище: на голом пьедестале оставалась только нижняя половина шара-державы, а фигуры валялись на площади в снегу, причем многие из них были повреждены. Исчезли небольшие детали скульптур: шпаги, мечи, посохи, щиты. Памятник сразу же решено было восстановить — несмотря на то, что Новгород практически лежал в руинах. Недостающие детали отлили в Ленинграде. Восемь реставраторов работало над памятником, собирая его, по сути, голыми руками. И вот 2 ноября 1944 года памятник был открыт во второй раз. На торжество собралось все немногочисленное население Новгорода, а освящали памятник автомобильными фарами — электричество в городе отсутствовало.

Конечно, реставрация "на живую нитку" не смогла вернуть памятнику точный первоначальный облик — оставались недоделки. В 1954 году произвели полноценную реставрацию, завершив работу десятилетней давности. В 1970-х создали новую решетку и фонари. Проведенный в 1994 году осмотр памятника выявил коррозию несущей конструкции верхней части. По-прежнему не хватало некоторых элементов декора. Последняя реставрация, проведенная в 1995 году, завершила долгое возвращение "Тысячелетия России".

"По мотивам" поездки в Новгород — наша прошлогодняя публикация, посвященная знаменитому памятнику.

"По мотивам" поездки в Новгород — наша прошлогодняя публикация, посвященная знаменитому памятнику.

"По мотивам" поездки в Новгород — наша прошлогодняя публикация, посвященная знаменитому памятнику.

"По мотивам" поездки в Новгород — наша прошлогодняя публикация, посвященная знаменитому памятнику.

"По мотивам" поездки в Новгород — наша прошлогодняя публикация, посвященная знаменитому памятнику.

"По мотивам" поездки в Новгород — наша прошлогодняя публикация, посвященная знаменитому памятнику.

"По мотивам" поездки в Новгород — наша прошлогодняя публикация, посвященная знаменитому памятнику.

"По мотивам" поездки в Новгород — наша прошлогодняя публикация, посвященная знаменитому памятнику.

"По мотивам" поездки в Новгород — наша прошлогодняя публикация, посвященная знаменитому памятнику.

"По мотивам" поездки в Новгород — наша прошлогодняя публикация, посвященная знаменитому памятнику.

Источник

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *