Туризм и отдых в России: пляжный, экскурсионный, экстремальный, экологический, паломнический, оздоровительный, познавательный, приключенческий
Не пропустите

По случаю праздника Входа Господня в Иерусалим (он же Вербное воскресенье) повторяем одну из наших прошлых публикаций.

По случаю праздника Входа Господня в Иерусалим (он же Вербное воскресенье) повторяем одну из наших прошлых публикаций.

ИНТЕРЕСНОЕ С НАМИ, ИНТЕРЕСНОЕ ВОКРУГ НАС

За поясом императорских резиденций вокруг Северной столицы количество примечательных мест нашего края не слишком велико. Когда мы ездим по области, мы собираем их, как в лукошко — там крепость, там церковь, там останки усадьбы, там мемориал, там источник. Они рядом с нами, хотя и не всегда оказываются на слуху, попадаются на глаза. Одно из таких мест — Богородицкий Пятогорский женский монастырь в деревне Курковицы Волосовского района. 75 километров от нас, 25 километров от ближайшей императорской резиденции — Гатчино.

В январе 1883 года помещик Александр Платонович Платонов подарил петербургскому Воскресенскому Новодевичьему монастырю шесть с половиной десятин соснового леса неподалеку от усадьбы Вохоново. В следующем году начались работы по устройству скита под руководством казначеи монастыря инокини Аполлонии, получившей в свое время приличное светское образование и обладавшей хорошими организаторскими способностями. Была создана простая деревянная церковь в честь Марии Магдалины, небесной покровительницы почившей супруги Платонова. К церкви пристроили два небольших бревенчатых корпуса для сестер, на пять комнат каждый. Рядом располагались также небольшие конюшня и коровник, людская и молочная изба с жильем для скотниц, баня и прачечная. Территория была обнесена деревянной оградой, у которой стоял домик монастырского священника. Так появился Вохоновский Мариинский скит Новодевичьего монастыря.

В скит переехала инокиня Аполлония вместе с 13 сестрами. Она создала здесь образцовую иконописную мастерскую, где писались как отдельные образа, так и целые иконостасы. Помощница Аполлонии монахиня Феофания основала мастерскую по изготовлению золоченых хоругвей и риз. Со временем в златошвейной мастерской стали создавать не только церковные, но и светские предметы: мешочки, подушечки, платки. Благодаря этим занятиям скит мог себя обеспечивать. Монахини арендовали у крестьян поле и луг, завели небольшую пасеку, разбили огород, а затем плодовый сад. В скиту было несколько лошадей и десяток коров.

18 января 1889 года указом Святейшего Синода скит был преобразован в самостоятельный общежительный монастырь, который ежегодно получал от Новодевичьего монастыря пособие в 1200 рублей. Уже в начале 1890-х здесь находилось 70 человек. Впрочем, не все они были монашествующими. Проживало здесь 15-25 сирот, которых сестры обучали Закону Божию, грамоте и рукоделию в небольшой школе. Часть монахинь была переведена сюда из Новодевичьего монастыря по состоянию здоровья и возрасту. Была устроена деревянная двухэтажная гостиница для паломников. На богослужение в монастырь собирались крестьяне из соседних деревень, особенно на храмовый праздник 22 июля, а также 27 июля — в день памяти св. Пантелеимона

Создание самостоятельного монастыря потребовало увеличения земельных угодий. Этому поспособствовал помещик Егор Федорович Бабанов, пожертвовавший монастырю в 1893 году землю своей мызы Марьино в память умершей дочери Лидии. Обязательным условием дара была постройка церкви, которую могли бы посещать здешние крестьяне, поскольку приходская Троицкая церковь в Пятой Горе пришла в аварийное состояние. В церкви должны были поминать Лидию Бабанову, а после смерти — и самого помещика и его супругу. На подаренных землях был выстроен деревянный флигель с кельями для 20 сестер. 9 февраля 1895 года лаврским архимандритом Исайей была освящена небольшая деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», в которой через год устроили боковой придел во имя апостола Иакова Зеведеева и мученицы Агриппины. Одновременно создавался и главный храм обители — в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Как и весь комплекс зданий, он строился по проекту синодального архитектора Сергея Васильевича Садовникова. Храм был деревянный, увенчанный золоченой луковкой, вокруг которой располагались восемь малых главок. Над входом возвышалась двухъярусная колокольня. Образа для иконостаса написали сестры обители. 20 сентября 1898 года Тихвинский храм был освящен епископом Ямбургским Вениамином в присутствии Иоанна Кронштадтского. На следующий день владыка освятил придел Архангела Михаила, а через полгода, 25 февраля 1899 года, — придел Всех святых.

Кроме того, были выстроены святые ворота, ограда, жилой двухэтажный корпус, одноэтажный деревянный дом, конюшни, баня, сарай и водокачка, заложен еще один жилой флигель. В новую обитель перевели иконописную мастерскую. Сюда переехали священник, диакон и 55 сестер. «Главное богослужение, — писала монахиня Аполлония, — главные занятия, главное хозяйство и управление главное должно быть здесь». И она предложила новопостроенный комплекс сделать монастырем, а в Вохонове устроить киновию (своего рода «филиал»). И вот 24 августа 1899 года Святейший Синод издал указ: «Перевести Вохоновский монастырь в Марьино и назвать его Пятогорским Богородицким, а Вохоново вернуть как ферму Воскресенскому монастырю в Санкт-Петербурге». В итоге Вохоновский монастырь все же остался самостоятельным. Обе обители были нештатными и общежительными, и обе несли «просветительную миссию среди окружающих эстов-лютеран».

Свое название новый монастырь получил от расположенной неподалеку мызы Пятая Гора. Также его называли Кикеринским по близлежащей железнодорожной станции. В Кикерино монастырю принадлежала деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери, освященная 3 июля 1903 года лаврским архимандритом Иосифом. 30 декабря 1907 года эта церковь полностью сгорела, уцелел только образ Спасителя. Поскольку фундамент также разрушился от пожара, новую церковь решили строить немного севернее. 6 июня 1908 года архимандрит Александро-Невской лавры Макарий совершил закладку нового храма, который возводился по тому же проекту, автором которого был Василий Александрович Воротилов. Храм был торжественно освящен 21 июня следующего года в честь Преображения Господня тем же архимандритом Макарием.

А монастырь продолжал расширяться. В 1901 году в нем была выстроена деревянная двухэтажная школа для девочек, в следующем — такая же гостиница и водокачка, в 1906 году — каменная больница, к которой с северной стороны примыкала каменная же церковь св. Пантелеимона, освященная 15 июля 1906 году викарным епископом Гдовским Кириллом. Больные могли попасть в этот храм, не выходя на улицу. В штате монастыря числилось три священника и два диакона. Настоятельницей Пятогорского монастыря до самой Первой Мировой войны оставалась Аполлония. Несколько строк посвятил монастырю в своем стихотворении «Елизаветино-Кикерино» Игорь Северянин:

Через Холоповицы прямо
Я прохожу к монастырю
И, на колени встав у храма,
Пою вечернюю зарю.

В моем порыве — глубь бездонья!
Я растворяюсь в тишине
И возвращаюсь чрез Арбонье
При новоявленной луне.

После большевицкого переворота 1917 года большая часть монастырских владений была национализирована. Отняты были и некоторые постройки, в которых разместились советские учреждения. Насельницы монастыря старались поддерживать хозяйство, хотя мастерские пришлось закрыть. Вохоновский монастырь действовал до 1930 года, после чего в нем организовали совхоз «Делегатка», хотя церковь оставили монахиням, которые (17 сестер во главе с игуменьей Ангелиной) поселились в соседних деревнях. Но 18 февраля 1932 года все они были арестованы и приговорены к ссылке. Сестер обвинили в развале колхозов в округе, ибо они «ходили якобы нарочно рваными и жаловались на голод…, говорили о гонениях, плохой работе колхозов». Пятогорский монастырь был разогнан еще в 1928 году, но окончательно ликвидирован также в начале 1930 года. Всех монахинь из него выселили. Часть сестер укрылась на Покровском подворье в Гатчине, где 18 февраля 1932 года они также были арестованы и сосланы в Казахстан и Среднюю Азию, так как, по мнению властей, «пытались всяческими способами противодействовать и мешать делу социалистической стройки». Кикеринскую церковь закрыли в 1939 году, колокольню и купол разобрали.

За годы советской власти большинство монастырских построек было разрушено. В храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» размещалось правление совхоза, в Тихвинском храме — клуб. Возрождение монастыря началось в 1998 году. Восстановлена Тихвинская церковь, устроен храм Пантелеимона Целителя в больничном корпусе, построена новая колокольня, благоустроена территория. В монастырь вернулась ее святыня — икона «Всех скорбящих радость», сохраненная местными жителями. Работы ведутся и по сей день. Храм в Кикерино в 1994 году был возвращен верующим, восстановлен и освящен в честь Николая Чудотворца. Жизнь продолжается!

По случаю праздника Входа Господня в Иерусалим (он же Вербное воскресенье) повторяем одну из наших прошлых публикаций.

По случаю праздника Входа Господня в Иерусалим (он же Вербное воскресенье) повторяем одну из наших прошлых публикаций.

По случаю праздника Входа Господня в Иерусалим (он же Вербное воскресенье) повторяем одну из наших прошлых публикаций.

По случаю праздника Входа Господня в Иерусалим (он же Вербное воскресенье) повторяем одну из наших прошлых публикаций.

По случаю праздника Входа Господня в Иерусалим (он же Вербное воскресенье) повторяем одну из наших прошлых публикаций.

По случаю праздника Входа Господня в Иерусалим (он же Вербное воскресенье) повторяем одну из наших прошлых публикаций.

По случаю праздника Входа Господня в Иерусалим (он же Вербное воскресенье) повторяем одну из наших прошлых публикаций.

По случаю праздника Входа Господня в Иерусалим (он же Вербное воскресенье) повторяем одну из наших прошлых публикаций.

По случаю праздника Входа Господня в Иерусалим (он же Вербное воскресенье) повторяем одну из наших прошлых публикаций.

По случаю праздника Входа Господня в Иерусалим (он же Вербное воскресенье) повторяем одну из наших прошлых публикаций.

Источник

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *